С точки зрения эффективности и прибыльности, дочерние банки
российских государственных финансовых учреждений выглядят хорошо, они
справляются с основной задачей – генерируют прибыль. Однако на фоне падения
экономики Украины и введения санкций против РФ повышаются риски финансовой
стабильности и ликвидности.
В Украине функционируют дочерние банки крупнейших финансовых
учреждений России - Сбербанка России и ВТБ банка, а Внешэкономбанк представлен
Проминвестбанком. Все эти учреждения контролируются Российской Федерацией.
Насколько оправдана работа банковских учреждений с государственным
капиталом России в Украине? Не совсем корректный вопрос, однако, в данных
условиях имеет право на существование.
В целом, деятельность российских госбанков в Украине положительный
фактор, поскольку они выступали поставщиками более дешевого капитала, который
предоставляли им материнские банки, а более низкие процентные ставки в большей
степени стимулируют экономическую активность. Однако такое преимущество ставило
в неравные условия банки с украинским капиталом, снижая их конкурентоспособность.
С другой стороны деятельность подконтрольных правительству РФ
банков может нести свои риски для экономики Украины, в случае их использования
для достижения политических целей, а не коммерческих.
Относительно финансовых показателей.
Дочерние банки госбанков РФ имеют репутацию надежных, стабильных и
прибыльных финансовых учреждений. Соответствует ли такой образ
действительности?
В первую очередь необходимо обратить внимание на ухудшение
качества кредитного портфеля в IH2014 года, суммарный объем проблемных
кредитов1 увеличился на 33% до 20,6 млрд. грн. (19,5% кредитного
портфеля), при этом уровень покрытия проблемной задолженности страховыми
резервами сократился с 51% до 41% (средний показатель по системе 71%). Более
того, на фоне падения экономики, Проминвестбанк отчитался о сокращении уровня
проблемных кредитов и расформировании резервов, при этом уровень покрытия
проблемных кредитов сократился до 22%, что не может не вызвать отдельных
вопросов.
Что касается вкладов клиентов, то в IH2014 года, суммарный отток
средств клиентов без учета эффекта девальвации составил порядка 28% (12,3 млрд.
в экв.), что в целом отвечает рыночной динамике на уровне 16% (см. Динамика
средств клиентов и рефинансирование НБУ). В то же время ВТБ банк и Сбербанк России отличились
более существенным оттоком - 38% (4,2 млрд. в экв.) и 36% (6,9 млрд. в экв.), а Проминвестбанк более
умеренным – объем вкладов снизился всего на 8%(1,1 млрд. в экв.).
На фоне оттока клиентских средств разрыв между кредитами и
вкладами клиентами увеличился до 248%, что привело к росту зависимости от
других инструментов фондирования, в данном случае, от кредитов, предоставленных
материнскими банками (по итогам 2013 года порядка 38% обязательств). При этом, потенциально
снижение ликвидности материнских банков и удорожание ресурсов в результате
введения международных санкций могут негативно повлиять на ликвидность и
прибыльность их дочерних структур.
Также,
отток средств повлиял на уровень высоколиквидных активов: показатель сократился с 10,1% до
7,9% по итогам IH2014.
При этом Сбербанк России выделяется наиболее низким показателем – 6,9%.
Что касается эффективности, то показатель госбанков РФ выглядят
неплохо. Показатель эффективности (cost-to-income ratio) Сбербанка России составляет
всего 34,1%, в то время как показатель банковской системы находится на уровне
50%. Показатели Проминвестбанка и ВТБ – 51,6% и 53,1%. Только Проминвестбанк
демонстрирует рентабельность активов (до отчислений в резервы и налогов) ниже
показателя по системе – 2,6% против 3,8%.
Итак, с точки зрения эффективности и прибыльности, дочерние банки
российских государственных финансовых учреждений выглядят хорошо, они
справляются с основной задачей – генерируют прибыль. Однако:
(1) падение
экономики и, как следствие, увеличение объема проблемных кредитов при низком
уровне их покрытия резервами существенно повышает риск финансовой стабильности;
(2) значительная
зависимость от кредитов материнских банков, в условиях введения санкций,
повышает риски ликвидности и может сказаться на рентабельности учреждений,
через увеличение стоимости заимствования;
(3) риск
использования данных учреждений в политических интересах для
дестабилизации финансовой системы/экономики.
Инфографика на Pictochart (более масштабно и интерактивна).
Инфографика на Pictochart (более масштабно и интерактивна).
Комментариев нет:
Отправить комментарий