7 июля 2014 г.

Реструктуризация валютных кредитов (II). Законопроект 4185а-2.

Верховная рада Украины в первом чтение приняла законопроект о реструктуризации иностранных обязательств в гривну, который является наиболее умеренным из всех законопроектов, однако перекладывает бремя убытков на банки Украины. Несмотря на оптимальность законопроекта, вопрос морального выбора и справедливости остается. При этом реструктуризация по факту предлагается по курсу 8.

Основная положительная составляющая законопроекта – четкое определение заемщиков, которые имеют право на реструктуризацию кредита. Создается впечатление, что авторы стремились найти золотую середину в вопросе социальной справедливости.
Итак, согласно текущей версии законопроекта, заемщики, которые имеют право на реструктуризацию кредита, должны соответствовать таким критериям:
- кредит был взят для покупки жилого помещения, которое заемщик и/или члены его семьи зарегистрировали как постоянное место жительства и не имеют в своей собственности других мест для проживания;
- общая задолженность по кредиту не превышает 1 млн. грн. по официальному курсу на 01.01.2014;
- отсутствует задолженность по кредиту по состоянию на 01.01.2014 или будет погашена до даты реструктуризации;
- реструктуризации подлежит один кредит заемщика в банковской системе.
Фактически, данные критерии ориентированы на добросовестных заемщиков, которые брали кредит на покупку небольших квартир/домов для непосредственной эксплуатации. Несмотря на наличие действительно неплохих критериев возникает два вопроса: насколько целевая аудитория, заемщики которым необходима помощь, охвачена полностью и не воспользуются ли данным законопроектом недобросовестные заемщики.
Между тем, моральная дилемма все еще присутствует. Согласно законопроекту, кредиты конвертируются по официальному курсу на дату реструктуризации, но сохраняют действующую по валютному займу процентную ставку, которая ниже процентной ставки по кредиту в гривне. Разве это справедливо по отношению к тем заемщикам, которые предпочли не подвергать себя валютному риску и платили все это время (и продолжат платить) более высокие проценты по взятым кредитам?
Что касается финансовой части данного вопроса, то здесь все очень просто - убытки понесут банки.
Текущий законопроект предусматривает конвертацию займов в иностранной валюте по официальному курсу на дату реструктуризации и сохранение действующей процентной ставки. Важный аспект: сумма нового ежемесячного платежа не может превышать сумму ежемесячного платежа по кредиту до его реструктуризации, в пересчете на гривну по официальному курсу, установленному на 01.01.2014. Сумма разницы, которая возникает между курсом на дату реструктуризации и суммой ежемесячных платежей, согласно законопроекту, подлежит погашению в последние непонятно сколько периодов.
И так, что такая схема несет для банков. Во-первых, изменение валютной позиции и активы в иностранной валюте чудесным образом превращаются в гривну, при этом обязательства (за счет которых банк условно финансировал выдачу кредитов) остаются в иностранной валюте, изменение валютной позиции может привести к (1) дополнительным убыткам и (2) нарушению нормативов регулятора. Во-вторых, вкладчики, по всей видимости, захотят вернуть свои вклады в иностранной валюте, а не в гривне, однако новые погашения по реструктуризированным кредитам будут в гривне, более того, по курсу 7,993, а банки для возврата вкладов и процентных выплат будут покупать валюту по рыночному курсу.
Еще одни аспект - справедливая стоимость данных кредитов. Не буду вдаваться в детали, но вопрос заключается в том, что процентные ставки по депозитам в гривне, которые, в частности отражают валютные и инфляционные риски, превышают ставки по кредитам в валюте. В результате реструктуризации (a) ставка по кредиту будет ниже стоимости привлечения депозитов в гривне, более того, (б) перенесенная на последние периоды разница будет нивелирована, в определенной степени, инфляцией. В итоге, справедливая стоимость таких кредитов окажется отрицательной.
В любом случае, без понимания объема кредитов, которые могут быть и будут, реструктуризирован, оценить негативное влияние данного законопроекта на банки Украины невозможно. Как на данный законопроект отреагирует МВФ – это вопрос. Позицию и оценки НБУ по данному законопроекту, рано или поздно узнаем. А пока, остается только ждать и гадать.

Первая часть: Реструктуризациявалютных кредитов. Моральная дилемма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий